Выступления на МО


Виды и формы контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке

Одной из основных задач, которые стоят перед системой современного образования, является подготовка человека, способного самостоятельно принимать решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.
Этого невозможно достичь без изменения подходов к системе контроля и оценки в процессе обучения. В настоящее время в большинстве школ критерии оценивания находятся в руках педагога. Отметка выставляется чаще всего формально, без каких бы то ни было объяснений.
Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».
В то же время результат любой деятельности, в том числе и учебной, требует осмысления, сравнения оценки исходных и конечных состояний.
Оценка учащихся должна быть прогностической, т.е. направленной на выявление возможностей реализации предметных умений и ретроспективной -направленной на анализ предполагаемых причин неудач для внесения корректив в последующую деятельность.
Роль учителя в контрольно-оценочной деятельности школы при таком подходе принципиально меняется: от централизованного контроля деятельности школьников к передаче контрольно-оценочных «инструментов» в руки учащихся.
 Таким образом, формирование контрольно - оценочных способностей учащихся становится важным условием качественного обучения.
Контрольно-оценочные умения - это особые учебные действия, позволяющие учащемуся критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своих знаний.
Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль, который включает три этапа:
а) возбуждение потребности в выработке навыка самоконтроля;
б) обучение системой знаний, раскрывающих сущность самоконтроля, пути его формирования;
в) осуществление длительной тренировочной деятельности по выработке умений самоконтроля.
Виды и приемы деятельности для формирования контрольно - оценочных способностей учащихся:
Методические приёмы
Содержание
Защитный лист
Перед каждым уроком на столе лежит ЛИСТ, куда ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят, но, подшивая эти ЛИСТЫ, учитель держит ситуацию под контролем. Этот прием позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников.
Кредит доверия
Оценки ставятся авансом, «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть возможность для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому.
Образовательная стратегия
Учитель говорит в начале урока:- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «10»? - Расскажи, как ты готовился Подобные рассказы помогают делиться успешным ученикам своими стратегиями. Дети учат себя сами.
Доволен-недоволен
Учитель говорит:- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. А тем, кто остался стоять:- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами.
Игра в случайность
Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Для этого можно использовать жребий, вынимать бочонки русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача у доски, тема повторения, доклада, вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.
Получи бонус
В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей – получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться.
Согласен — не согласен
Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из де­сяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль мо­жет быть как истинной, так и ложной. Ученик должен оценить истинность сказанного учите­лем. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак « + », а ес­ли не согласен, то знак «-».
Самое главное
Прочитать текст и придумать ключевое слово, характеризующее данный текст, затем ученики по очереди зачитывают свои ключевые слова и определяют, чей вариант лучше.
Самооценка
Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе. Шкала оценивания. «+», участвовал в работе – 1 балл, «0», не участвовал в работе – 0 баллов, «-», мешал работе – минус 1 балл.
Трехуровневое задание
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание.
Идеальное задание
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Выборы эффективных методов преподавания предметов гуманитарного цикла. Критерии отбора. Оценка результативности.

      С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно
сложным.  Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем   так.
Имеется некоторое множество методов обучения и множество условий, в которых
они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны.
Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится
пренебречь, но нужно помнить, что   именно   наличием   непредвиденных,
неконтролируемых причин обуславливается надежность прогностических выводов.
            Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.
      Для  обучения  учителей  оптимальному  выбору  методов  обучения,  как показывает передовой опыт, в  школе  должны  быть  реализованы  определенные
организационно-педагогические условия, к числу которых в  первую  очередь надо  отнести:  организацию  самообразования  учителей  по  овладению   всем арсеналом методов обучения, накопленных педагогической  наукой  и  передовой
практикой (изучение программ, учебников, методических пособий по  предмету, материалов  о  передовом  опыте  обучения  и   прочее).   Особенно   полезно периодическое выполнение упражнений по выбору методов обучения.
      Следующим   условием   успешной   реализации    оптимального    выбора
педагогических решений является обязательный анализ  учителем  эффективности применения  методов  обучения  после  окончания  урока.  Педагогам   полезно выявить  при  этом,  какими  расходами  времени  и  усилий  были  достигнуты определенные результаты,  являются  ли  эти  расходы  оптимальными  с  точки зрения сформулированных ранее критериев. Если будет  установлено  отклонение в расходах времени,  то  необходимо  провести  анализ  причин,  кроющихся  в выборе методов  обучения,  предусмотреть  в  последующем  профилактику  этих причин. При сложном  комплексе  факторов,  от  которых  зависит  успешность решения педагогических задач, мы всегда будем иметь некоторые отклонения  от ожидаемого результата, но  настойчивое  стремление  уменьшить  разрыв  между максимально возможным и реальным результатом будет способствовать  повышению
эффективности процесса, приблизит его к оптимальному функционированию.
      Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптимальных методов
обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно «профильтрует» методы сквозь сито конкретных условий обучения  и  посоветует  педагогу  остановить свой  выбор  на  тех  путях,  которые  удовлетворяют  заранее  обусловленным критериям.
Иерархия факторов, влияющих на выбор методов

1.Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть                         
2.Уровень мотивации обучения                    
3.Реализация принципов, закономерностей обучения
4.Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать                        
5.Количество и сложность учебного материала     
6.Уровень подготовленности учащихся             
7.Активность, интерес учащихся                 
8.Возраст. Работоспособность учащихся          
9.Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость                
10.Время обучения                                
11.Материально – технические, организационные условия обучения                              
12.Применение методов на предыдущих уроках       
13.Тип и структура занятия                      
14.Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество и авторитарность)           
15.Количество учащихся в классе                  
16.Уровень подготовленности учителя              

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:
1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в
   частности.
3. Цели и задачи обучения.
4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности,
   особенности классного коллектива).
5. Внешние условия (географические, производственное окружение).
6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных
   ситуаций процесса обучения)

Комментариев нет:

Отправить комментарий