Краеведение в обучении географии
Над данной темой я работала с
2016 года. Она выбрана не случайно. Актуальность данной темы заключается в том,
что в настоящее время Беларусь, включившись в мировой процесс глобализации,
стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная
безопасность не может выстраиваться без проникновения патриотических идей в
сознании миллионов белорусов.
Краеведение -
всестороннее изучение родного края, которое предоставляет возможность каждому
человеку посмотреть на себя из своего общественно-исторического прошлого,
проанализировать взлеты и падения судьбы Отечества, с точки зрения многих
поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Особенностью
краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и
богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, традиции,
быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного
края. Краеведение - это своеобразный метод познания от частного к общему, от
простого к сложному, выявления особенного в общем. Интерес к тому, что ближе,
доступнее, - основа интереса к исследованию большого мира, что помогает
составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества
и природы.
Первый год
работы над темой я посветила изучению литературы (методической и научной).
Изучила и взяла за основу своей работы следующие книги: Сапунов, А.П. Двинские, или Борисовы
камни. Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Віцебская
вобласць.
Витебская
старина / Сост. А. Сапунов. Т. I. Книги о Новополоцке: ШлеймовичМ.М. «Новополоцк: год за годом (история,
архитектура, строительство)», а так же периодические издания «Новополоцк
сегодня» и «Вестник Нафтана».
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за
свою Родину, за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого. Поэтому основным принципом моей работы является взаимосвязь
истории родного края с историей страны.
Включение краеведческого материала в систему изучения географии нашей Родины способствует формированию доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны у наших учащихся. Практика показала, что использование местного материала на уроках и внеклассных мероприятиях значительно облегчает усвоение курса географии, делает знания более глубокими.
Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью. История Новополоцка содержит большие
Включение краеведческого материала в систему изучения географии нашей Родины способствует формированию доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны у наших учащихся. Практика показала, что использование местного материала на уроках и внеклассных мероприятиях значительно облегчает усвоение курса географии, делает знания более глубокими.
Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью. История Новополоцка содержит большие
возможности
для воспитания учащихся. В ее учебных материалах можно найти множество примеров
истинного патриотизма и честного служения Отчизне. Учащиеся анализируют
документы и материалы, знакомятся с воспоминаниями очевидцев исторических
событий, изучают достоверные факты. Наибольшие возможности предоставляются при
изучении курса «География Беларуси» в 10 классе, практически каждый урок можно
проводить параллели с современной жизнью города и её историей. Ученики готовят
сообщения и рефераты о городе, приводят примеры из своей жизни, или жизни их
семьи.
Ежегодно в школе проводится неделя географии. Я
стараюсь проводить мероприятия, посвящённые нашему городу и краю. Турнир знатоков «Малая родина», заочная экскурсия
«Путешествие по Беларуси, викторина «Рекреационные ресурсы Полоцкого района».
Всем
известно, что настоящая любовь к родной стране начинается с малого – с любви
к нашей малой родине. Но чтобы любить,
надо знать. Знать историю своего родного уголка, знать известных земляков,
прославивших наш город, знать славные традиции Нефтеграда, чтобы в будущем
стать их продолжателями. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем –
это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины в
первую очередь связывается с местом, где человек родился и живёт. Моя задача – углубить это
чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и
дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном городе,
дать о нём некоторые исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, -
значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку
любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не имеет будущего». Без знания своих корней, традиций своего народа
нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом,
свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Каждый год мы участвуем в велоквесте,
посвящённому Новополоцку, передвигаясь по городу, отвечаем на вопросы, а так же
узнаём много нового о нашем городе. В 2018 году мы заняли 3 место в данном
соревновании.
Больше
возможность в работе над данной темой представилось в моём классе. Изучать историю своего города мы начали с посещения
музея истории и культуры г. Новополоцка. Сотрудники музея предложили учащимся
квест «Тайны молодого города». Выполняя задания квеста, ребята не только весело
и интересно провели время, но и изучили странички истории родного города,
познакомились с ценными экспонатами музея. Также мы посетили музей УО «НГПК»,
где узнали много нового о строительстве нашего города. Была также проведена пешая экскурсия по г.
Новополоцку «Памятные места нашего города», во время которой особое внимание
уделили памятникам и архитектурным сооружениям города.
Также, я
подготовила и провела исторический квест «Памятные места нашего города». В ходе
мероприятия учащиеся познакомились с разнообразными памятниками г. Новополоцка:
памятниками, увековечившими память о первостроителях города, памятниками,
отражающими страницы военной истории страны, современными скульптурными
композициями.
Был проведён краеведческий
квест «История одного города». В мероприятии были освещены различные сферы
жизнедеятельности города с точки зрения разных научных дисциплин. Например,
глазами химиков учащиеся взглянули на нефтеперерабатывающую промышленность
города. Как биологи, обратили внимание на символ Новополоцка и сохранение
экосистем в городе. Как математики, проанализировали цифры, отражающие развитие
Нефтеграда.
Разработка квестов участвовала
в городском конкурсе, где заняла 3 место. Работа была отправлена на областной
этап.
В 2019 году работа Куроедова
А.Р. «Происхождение и значение названий улиц г. Новополоцка» заняла первое
место в конкурсе исследовательских работ в школе, на городском этапе мы
получили диплом 3 степени.
Приближается знаменательное историческое событие -
75-летие освобождения Беларуси от
немецко-фашистских захватчиков. Практика показывает, что только
целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая
ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков,
раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Возможно, что благодаря
мероприятиям, реализованным в условиях нашей школы, многие обучающиеся встанут
на путь исправления и станут достойными гражданами нашей страны. Благодаря
включению в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний
и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому
поведению. Для того чтобы, патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо
воспитание молодых людей строить на примерах истории родного края, а через
неё - и всей Родины, осуществлять приобщение учащихся к опыту
предшествующих поколений.
Воспитание
патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс,
который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся,
приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные
умения, помогает в выборе профессии.
Подводя итоги проделанной
работы, можно сказать, что сделано многое, но ещё большее предстоит сделать. И я,
и учащиеся увлеклись познанием истории своего города и наметили ориентиры
дальнейшего исследования своей малой родины.
У
каждого из нас – своя малая родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой
земле, гордостью за свой город пронизана
вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не
прерывается связь поколений. Эта работа – маленький ручеёк, который со временем
станет большой рекой в деле воспитания школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий